До оленей любой ценой

Амурская правда» побывала в самом труднодоступном эвенкийском селе области

16 часов понадобилось «Амурской правде» в команде самых отчаянных исследователей новых туристических мест, чтобы добраться из Благовещенска до кочующих вместе с оленями в тайге Зейского района эвенков. Окунуться в быт и жизнь коренного малочисленного народа хотят многие, а удается это только самым смелым и настойчивым. До мечты — больше 800 километров. Наша экспедиция пересекла несколько районов области, затем Зейское море, побывала на Дне оленевода и охотника в национальном селе Бомнак, научилась готовить эвенкийские лепешки и пельмени с оленьим мясом, прокатилась на оленях в тайге на границе Амурской области и Якутии. О полной перезагрузке амурской тайгой для привыкшего к суете городского жителя — в этом репортаже.

Маршрут не для каждого

Побывать на Дне оленевода и охотника, пожалуй, мечта любого журналиста. Когда гендиректор компании «Экспедиционная Группа «Тайга Икс-Тур» Роман Шабанов задумал поездку на праздник в село Бомнак, легко втянулся в эту авантюру наш фотокорреспондент Владимир Воропаев, который неслучайно зовет себя этническим фотографом. Отказаться от такой возможности не смогла и я.

— Мне очень нравится День оленевода. Каждый год я стараюсь побывать на празднике и открыть для себя новые места. Бомнак для меня был знаковой точкой на карте области — я слышал, что там находится могила известного эвенка Улукиткана. И в принципе странно заниматься развитием туризма в Амурской области и не побывать там, — уверен идейный вдохновитель поездки Роман Шабанов. — Плюс мне интересна эта территория с точки зрения туристических идей, поэтому это еще и разведка: дорог, мест, где можно остановиться, и знакомство с людьми, с которыми в дальнейшем можно сотрудничать.

Вместе с журналистами и представителем Туристско-информационного центра Амурской области в поездку отправилась гендиректор Дальневосточного турцентра «Амур» Оксана Савченко с супругом Павлом — легкие на подъем путешественники были уже во многих труднодоступных точках Приамурья. Самое мягкое слово для нашей компании — экстремалы. Впрочем, тем, кто ищет легких путей, не стоит собирать чемоданы в Бомнак. Эта дорога откроет свои тайны только тем, кто не боится трудностей.

Море без конца и без края

Мы стартовали из Благовещенска на двух внедорожниках — японском Nissan Safari и отечественном «ГАЗ-Соболь». Путь в 500 километров до города Зеи занял в среднем 8 часов. После разминки затекших спин и обеда снова — в дорогу. Из Зеи маршрут пошел по льду Зейского водохранилища до поселка Верхнезейск, оттуда снова по льду — еще 30 километров до села Бомнак. «Что-то мне подсказывает, что нас ждет самая трудная часть пути», — размышляю после выезда на лед. Супруги Савченко кивают — так и есть.

Фото: Владимир Воропаев

Водохранилище не зря зовут морем — в некоторых местах берег терялся за снежной пустыней и казалось, что наш путь бесконечен. Живописные скалы и бескрайнее синее небо — природа амурского севера никого не оставит равнодушным. То тут, то там выскакивали снежные «грибы» — стволы затопленных деревьев, украшенные шапками изо льда. Они образуются из-за колебаний воды в искусственном море.

Фотографироваться с чудом природы нелегко — нога проваливается в сугробы почти по колено. Уже в конце зимы водохранилище замело снегом, а в малоснежные зимы лед настолько прозрачен, что глубина просматривается на несколько метров. Выяснилось, что сгореть можно не только летом — яркое солнце отражается от снега и ослепляет. Поэтому мы вернулись домой с загаром — как будто с юга.

Фото: Владимир Воропаев

Местный житель Паша по «морскому» пути показывает и другие местные «достопримечательности» — реку Гилюй (приток Зеи) и метеостанцию на берегу. Успеваем обсудить политические события, а кто-то — даже подремать. Накатанная колея не дает сбиться с пути, но за Снежногорском мы уточняем направление у встречных машин. Понимаю, что отправляться в этот путь без местного жителя не стоит — риск заплутать велик. Дорога из Зеи до Бомнака заняла около четырех часов. Подъезжаем к селу уже в темноте — от огней в окнах на душе становится радостно.

Деревенский мир

Северное село стоит прямо на берегу Зейского водохранилища. В переводе с эвенкийского языка «бомнак» — ущелье. Нередко полноводная река летом «цепляет» нижнюю улицу, названную именем самого известного эвенка Улукиткана — друга знаменитого писателя-геодезиста, исследователя Григория Федосеева. Поэтому вдоль дороги лежат разбросанные водой деревянные коряги.

Фото: Владимир Воропаев

Здесь нет гостиниц, остановиться путешественнику можно только у гостеприимных жителей. Нам во временное пользование достался деревянный домик практически без мебели — опытные туристы взяли с собой спальники, которые расстелили прямо на пол.

Деревянный Бомнак живет на печном отоплении, вода привозная — через день за плату водовозка развозит и разливает ее в специальные бочки. Как говорят местные жители, из-за того, что поселок расположен на сопке, пробить скважину невозможно. Моются по старинке — в тазу, в отдельные дни топят бани.

Фото: Владимир Воропаев

Гостеприимная экс-глава общины «Юктэ» (в переводе с эвенкийского — «родник») Елена Колесова встречает нас на ужин пловом с олениной и национальным блюдом «тала» — салатом из сырой рыбы с луком и уксусом.

— Эвенки все лето живут на рыбе, ну а зимой без мяса — никак. Я лежала в больнице с коронавирусом: вкусно кормят, но так скучала по нашей еде! Оленину долго варить нельзя — будет жесткой, — делится кулинарными секретами Елена Григорьевна, которая с малых лет росла в тайге, а потом кочевала вслед за оленями с мужем и маленькими детьми.

Она одна из немногих оставшихся представителей коренных эвенков, ведущих традиционный образ жизни. Хотя и передала бразды правления общиной сыну, весь быт таежников на ней — при каждом удобном случае она везет в таежный лагерь продукты, топливо, инструменты.

Очищение огнем и танцы

На следующий день Бомнак собрался на День оленевода и охотника — праздник проходит на льду Зеи. На нем заранее установили сцену и теплую палатку, а утром начали раскладывать товар местных мастериц и национальные угощения.

Фотограф «Амурской правды» Владимир Воропаев играл на национальном инструменте — хомусе и эвенкийском бубне, сделанном из оленьей кожи.

По традиции эвенкийского народа всех гостей встречают небесные ворота «Чичипкан»: сложенные треугольником деревянные стволы. Когда человек проходит через них, его окуривают дымом багульника.

Фото: Владимир Воропаев

— Обряд очищения — главный у эвенков. Это делается для того, чтобы очистить человека от всего негативного. Пройдя через врата, каждый завязывает ленточку на ветке дерева и загадывает желание. Здесь же разжигают большой костер для духов, что называется обрядом кормления огня. Ему издревле поклонялись эвенки, ведь без этой стихии в суровой тайге не выжить, — рассказывает Галина Боторкина.

Для фотосессии установили стилизованный эвенкийский чум. На столах мастериц изделия из кожи, перьев и бисера. Для эвенков это не просто украшения — считалось, что они защищают от злых духов. Свои поделки и копченую щуку желающим предлагает местная мастерица Жанара. В Бомнак она приехала 20 лет назад из Казахстана, вышла замуж за местного жителя, родила двоих детей и окончательно втянулась в местный быт: каждый житель здесь, от мала до велика, рыбак или охотник.

Фото: Владимир Воропаев

Свои сувениры представили местные детский сад и школа.

— Обереги для защиты дома, для женской красоты. Их меня научила делать свекровь, она передает традиции народа и моим детям, — показывает свои работы коренная жительница Бомнака и учитель биологии и химии Мария Корсакова. Она замужем за представителем малочисленного народа. Муж сейчас добывает пропитание в тайге, жена не видит супруга по несколько месяцев.

«Мы жили десять лет во Владивостоке и вернулись, — продолжает Мария. — Думаю, не нужно было вообще отсюда уезжать. Родная земля — это часть нас».

Фото: Владимир Воропаев

Рядом хозяйки угощают гостей традиционными яствами — мясом дикого оленя, замороженной ягодой и строганиной. От замороженной рыбы ловко отрезают большим ножом тонкие пластины и едят их, окуная в специи.

Главные звезды праздника — местные школьники, которые танцуют в коллективе «Юктэкэн», что в переводе с эвенкийского означает «родничок». Ребята изображают птиц, оленей и охотников в национальных костюмах.

Фото: Владимир Воропаев

— Я три года в коллективе, мне очень нравится, — говорит одиннадцатиклассник Антон Лиханов. — В нашем танце нет главных — все на равных. Знаю о традициях от бабушки и дедушки. Они — эвенки, говорят на родном языке. Я только отдельные слова понимаю, — признается подросток и тут же добавляет: — В тайгу уже очень хочется! Там старики говорят по-эвенкийски, на оленях кататься весело. Там и охота, а сейчас хариус пойдет, это моя любимая пора — пойдем рыбачить.

Праздник без оленей

Среди традиционных конкурсов национального праздника — перетягивание палки и прыжки через нарты. А самые ловкие соревновались в ловле оленя с помощью маута — специальной веревки из оленьей кожи. Задача — не только накинуть петлю на рога, но и затянуть ее так, чтобы олень точно не выбрался из ловушки.

— У каждого своя техника, трудно сказать, как это делать правильно — все приходит с опытом. В принципе это не трудно, — заверяет Никита Михайлов, который уже давно набил руку на ловле оленей. С детства он немало времени провел в тайге и сейчас приезжает в родное село поохотиться и порыбачить.

Фото: Владимир Воропаев

Вот только в роли оленя выступал человек — настоящих копытных на празднике не видели несколько лет. В селе официально сохраняются две общины, и добраться на праздник представителям из тайги — задача не из легких. Сами оленеводы отмечают, что сделать это возможно только на автотранспорте — ближайшая стоянка кочующего стада находится на границе с Якутией.

Местные жители вспоминают, какими масштабными и яркими были раньше праздники. Здесь устраивали большие гонки на оленьих упряжках, причем не только среди мужчин, но и среди женщин. Сейчас многие дети видят оленей только на картинке. К слову, журналисты в отдаленном селе тоже большая редкость.

— В поселке 470 жителей, около половины из них — эвенки. У нас всего две родовые общины, и везти оленей ради праздника на такое большое расстояние только для того, чтобы показать людям, не совсем гуманно, — считает глава Бомнака Марина Подолько. — Мы сохраняем и другие традиции: национальные костюмы, танцы и так далее. Наш праздник — не только для охотников и оленеводов, это праздник традиций и встреч. В Тындинском районе родовые общины сами приезжают и устраивают праздник, у нашего поселка нет такой возможности.

Трудный путь в тайгу

Преодолеть сотни километров и не увидеть оленей — такой мысли не допустил ни один участник нашей отчаянной компании. А потому на следующий день мы снова отправились в путь, прихватив Елену Колесову.

— Скоро по водохранилищу не проедешь. А единственная дорога, по которой можно уехать из Бомнака, — эта, Емельяновская. Жители ездят по ней до станции Улак — оттуда можно в любом направлении уехать. Но дорога здесь весной и осенью очень тяжелая — даже частника за большие деньги не найдешь, — рассказывает Елена Григорьевна, пока мы преодолеваем местами растаявшую до каши трассу.

По этому пути ездит и тяжелая техника: вокруг поселка работают золотодобытчики и заготовщики леса. С этой дороги мы выходим на трассу Улак — Эльга, построенную специально под месторождение. Перевалочная база общины расположена примерно в 160 километрах от Бомнака — на границе с Якутией.

«Обязательно нужно отдать что-то ценное», — говорит Елена Колесова, и мы останавливаемся на трассе около украшенной яркими ленточками березы. Эвенки верят, что, пересекая границу регионов, нужно задобрить «чужих» духов. Мы оставляем монетки и загадываем желание, повязывая ленты.

— Эту дорогу построили по нартовому пути — это тот самый путь, по которому ездили на оленях наши предки. И здесь, на границе с Якутией, они оставляли письма, стихи, шкатулки — здесь был целый алтарь. Дорожники от него ничего не оставили, — делится Елена Колесова.

Наконец спускаемся с трассы в лес — по пути опытная Елена Колесова показывает заячьи следы, а на лиственнице — мох, из которого эвенки делают свечи. В палатке нас уже ждут, затоплена «буржуйка» и кипящий чайник. В такой палатке оленеводы живут всю зиму — а морозы в этих краях держатся на отметке -50. Чтобы согреться, укрываются оленьими шкурами.

Фото: Владимир Воропаев

Елена Григорьевна достает мешок с щукой и принимается за разделку — ждет из тайги сына, которому и передаст пищу для оленеводов. Сам лагерь уходит на 17 километров в глубь тайги. Кажется, совсем малость — но оленья упряжка преодолевала этот путь два часа.

Мы поедем, мы помчимся

Встреча упряжки проходит бурно — мало кто из нашей компании видел оленей своими глазами. Животные запряжены в нарты — специальные сани, на которых перевозят людей и грузы. Домашние олени робко отворачиваются от гостей — запахи незнакомые, но мы настойчиво предлагаем им отведать соли. Сотни лет эвенки идут вслед за оленем, а не наоборот — как говорят опытные оленеводы. Подчинить своей воле это животное не удается, а потому для эвенка олень — это неотъемлемая часть уникального образа жизни.

Многие считают, что оленей держат на мясо – это не так. Питаются эвенки мясом диких оленей, из их шкур шьют одежу и унты, а забить домашнего – это большая редкость. Фото: Владимир Воропаев

Перед прогулкой на упряжке получаем инструкции: ноги нужно держать плотно к нартам, не поднимать их — олени бегут мимо деревьев, и есть риск травм.

При первой попытке задние нарты весело заваливаются вбок — развязался ремень, держащий сани. Приходится выбираться из снежного плена — сугробы здесь доходят до пояса. «Мы поедем, мы помчимся!» — затягиваем недружными голосами песню, пока послушные олени везут нас по снежной тайге.

Елена Григорьевна рассказывает, что раньше оленей возили из тайги на праздник в село. Однажды в общину приехала большая компания китайских туристов — сами оплатили доставку животных в Бомнак и обратно на автомобилях. «Ехать можно только на машинах, однажды мы гнали оленей пешком — в пути двое погибло», — поясняет Мария Исакова, которая с малых лет хозяйничает в чуме в тайге.

В общине «Юктэ» порядка 300 оленей. Как вспоминает Елена Колесова, в советское время местный совхоз держал 7 тысяч голов

— Я уже 20 лет назад задумалась о туризме, и поминутно сделала маршрут из Благовещенска. Дом купила для мастерской — чтобы женщины делали сувениры для туристов. Но потом нам не продлили аренду наших земель, пришлось заниматься серьезными вопросами и ходить по судам. У нас для развития туризма есть все: тайга, олени, украшения, обереги, сумочки. Мы готовы делать изделия из кости, а брат мой делает охотничьи ножи. Общение с оленеводами тоже очень интересно людям, — уверена Елена Колесова. Ее туристические планы снова набирают силу — община спустя семь лет возвращается из Якутии в родные места.

«Пандемия стимулировала интерес к этнотуризму»


— Тема этнотуризма возникла, когда началась пандемия. Мы начали открывать новые точки для туристов, так как были разрешены только туры на природу. В Амурской области три населенных пункта, в которых проживают эвенки, — это Ивановское Селемджинского района, Усть-Уркима Тындинского района и Бомнак Зейского района, — говорит гендиректор туристического центра «Амур» Оксана Савченко. — Когда мы впервые посетили День оленевода в Ивановском, то мой «директ» в соцсетях был просто взорван — люди спрашивали, как можно увидеть это своими глазами. Интерес к такому туризму сейчас растет. Стоимость такого тура — порядка 55 тысяч рублей. Для этнических программ это не дорого — мы смотрели подобные направления в центральной части страны. Чтобы привезти туриста, нужно провести большую подготовительную работу: это дорога, размещение, питание, страховка и сама программа. Пока мы остановились на Усть-Уркиме: там у самих жителей есть большой интерес к развитию туризма, активная семья Драй. Уже проложен маршрут и фактория «Сивагли» в живописном месте, где могут остановиться туристы. Очень обширная программа гастротура: местные жители готовы предложить самые необычные национальные блюда. И турист — непосредственный участник бытовой жизни эвенков, это очень интересно.


Но мы готовы рассматривать и новые направления. На Бомнак можно было бы сделать интересный маршрут: выехать заранее, до Дня оленевода, день провести в Зее — город очень интересен с туристической точки зрения, это один из трех первых городов Амурской области. Здесь есть уникальный музей золотодобычи, шикарная панорама, плюс промышленный туризм — Зейская ГЭС. Здесь тоже можно рассказать много интересного, вспомнить красивые эвенкийские легенды. А следующая остановка — это уже Бомнак, где много интересных людей, мастериц, можно показать быт эвенков. И последний этап — выезд в тайгу. Для обычного человека это большое событие — знакомство с оленями. Общение и чай в эвенкийском чуме, можно сделать на месте мастер-класс по изготовлению свечи — чтобы люди уехали с сувенирами из тайги. Это событийный тур, привязанный ко Дню оленевода. Но так как официальной дороги по Зейскому водохранилищу нет, пока мы рассматриваем маршрут по железной дороге до Верхнезейска, а оттуда на автотранспорте в Бомнак на праздник и затем к оленям.

«Амурская правда» и Туристско-информационный центр Амурской области продолжают совместный проект «Текст-Тура». Еще больше о туристических маршрутах, походах, экскурсиях, достопримечательностях, мероприятиях и развлечениях вы можете узнать на площадке https://taplink.cc/amur_travel и по телефону +7 (914) 615-02-83.

Recommendations

Hikes
Spring kayak trip
Reload
Yoga tour along the Tukuringra ridge

Tours

Albazino
5700
Tour to Bureya HPP
3000
'To Bureya' magic tour
1300

Adventures

On the Ground

The Trans-Siberian Railway and the Baikal-Amur Mainline

On the Ground

10 reasons to visit Amur region

On the Ground

Albazinsky ostrog