Деревья слепят глаза: каждая тонкая веточка — в белой глазури и переливается на солнце. Солнце — высокое, яркое, и почему‑то кажется здесь очень большим. Снег скрипит под ботинками, в воздухе пахнет лесом и морозом. «Егорка, не приставай к людям», — слышим мы голос хозяйки усадьбы. Поворачиваем голову — и нос к носу сталкиваемся с ламой. Шкодливые глаза смотрят без всякого страха. Я в шутку тянусь поцеловать любопытного товарища, а он с удовольствием подставляет мордашку. Гостевая усадьба «Куруктачи» относится к базам отдыха, но назвать ее так не поворачивается язык. Это свой маленький мир с юртами, колодцами, «домами хоббитов», ручьем и пирсом, банькой, уютными беседками, важными павлинами, любопытными лисицами, ласковыми оленями, верблюдами, баранами. Таким разнообразием животных и птиц может похвастаться далеко не каждый зоопарк. Сюда приезжают семьями и компаниями. И не просто «попариться-выпить-поспать» — за таким комплексом услуг не обязательно ехать за 260 километров от столицы Приамурья.
В «Куруктачи» едут, чтобы забыть о смартфонах, работе, проблемах. Провести время с дорогими людьми и вспомнить, как выглядит живая природа. Гостевая усадьба открыла двери для всех желающих только в 2018 году, но уже становится одной из самых интересных точек притяжения туристов в Приамурье. Журналисты «Амурской правды» решили на собственном опыте выяснить, чем привлекает гостей «Куруктачи».
«Дача Чубайса»Благовещенск и гостевую усадьбу разделяют больше двух сотен километров. Это три или четыре часа в пути. Пока водитель ворчал на местами заснеженную дорогу, мы с фотокором пытались разглядеть шмыгающих по обочинам фазанов и полевок. Деревья в снегу и сугробы вокруг трассы, по‑зимнему яркое солнце — пусть дорога не была очень простой, но зато весьма атмосферной. «Куруктачи» находится в 3,5 километра от Талакана и совсем рядом с Бурейской ГЭС. Впрочем, с главной гидроэлектростанцией Приамурья ее связывает не только местоположение.
Гостевую усадьбу в народе называют дачей Чубайса: трехэтажную «гостиницу улучшенного типа», беседку и баню возводила компания «Буреягэсстрой» для приема высокопоставленных гостей. Дом официально ввели в эксплуатацию в 2006 году. А в 2018‑м выставили на торги из‑за банкротства компании.
— Мы узнали об этом от знакомых, и муж загорелся идеей это все купить. Я, если честно, боялась: да, идея обустроить здесь место для настоящего отдыха — хороша. Но вдруг не вытянем, вдруг людям это будет неинтересно? — честно признается Татьяна Коршакова. — Но муж, Александр Васильевич, у меня такой — шашку наголо и ни тени сомнений: не бойся, справимся!
Вот так бывшая главврач поселковой больницы Талакана и бывший начальник службы эксплуатации автотранспортного управления «ЗеяГЭСстрой» окунулись в туристический бизнес. Правда, к этому времени опыт предпринимательской деятельности у них уже был.
Семейный подход— Я сама из Новобурейского. Окончила медицинский институт в Благовещенске, а потом по распределению попала в интернатуру в Бурятию. И здесь встретила свою любовь, — вспоминает Татьяна. — Через три месяца мы поженились.
Однако через несколько лет девушку потянуло на родину: «Может быть, глупо звучит, но мне не хватало наших рассветов, яркого солнца». Посовещавшись, молодая семья решила переехать в Приамурье. Александр устроился в «ЗеяГЭСстрой», Татьяна начала работать по специальности в поселковой больнице Талакана. А потом пришли девяностые.
«Время было непростое: зарплату не платили месяцами, а то, что платили… Я как‑то шла домой в день зарплаты, купила две палки колбасы и… все. Зарплата закончилась», — вздыхает амурчанка. В итоге отец семейства, где подрастали уже двое детей, уволился и пошел в бизнес. «Начинали с мандаринов: муж с сумками ездил в Приморье, привозил фрукты и здесь, на рынке в Талакане, ими торговал. Потом нашли помещение, открыли продуктовый магазин. Одними из первых взялись за пассажирские перевозки. Купили «пазик», посадили пассажиров, едем — а за нами следом инспекторы. Выяснилось, что оформили не так, как нужно. А у нас опыта никакого, кто ж знал», — качает головой Татьяна Коршакова.
Параллельно держали и подсобное хозяйство: коров, лошадей, одно время — больше ста свиней. Супруги пробовали, ошибались, набивали шишки. Генератором идей и главным двигателем в семье всегда был муж. Но через несколько лет Татьяне пришлось уволиться из больницы, чтобы помогать супругу. Привлекали к семейному бизнесу и детей. «Я, бывает, прибегу из магазина на обед и прошу дочку: Юля, иди поторгуй, и она всегда готова была помочь, ей лет 12 было», — вспоминает хозяйка усадьбы. Семейный подход к работе в полной мере проявил себя, когда супруги решили приобрести «дачу Чубайса».
Капремонт с душойМы сидим на кухне гостевого дома. Именно отсюда началась работа над созданием усадьбы. «Гостинице нужен был ремонт, как внешний, так и внутренний, — отмечает Александр. — Большую часть мебели тоже покупать пришлось, номера переоборудовали».
Холл, кухня и столовая совсем не похожи на стандартные помещения гостиниц. Здесь на стенах — чучела животных и картины амурских художников; уютные диваны, мягкие ковры, классические серванты, удобные стулья и множество цветов. Это история не про модный и бюджетный интерьер. Здесь все кажется основательным и сделанным надолго, обустроенным от души: «Нам хотелось, чтобы людям было комфортно».
Впрочем, это не означает, что спрятавшемуся в лесах дому чужды блага цивилизации. В каждом из номеров, расположенных на третьем этаже, есть полный гостиничный набор: от комплекта полотенец до одноразовых тапочек.
На первом этаже — бильярдный стол и сауна. Небольшой бассейн пользуется особенной популярностью у детей. Открытые веранды, возможность как приготовить еду самому, так и заказать блюда у администрации. Неудивительно, что гостевой дом пользуется популярностью круглый год: например, дни новогодних праздников клиенты бронировали еще в июле, а сейчас у администрации расписан весь январь.
Удивительный зоопаркОдна из главных достопримечательностей «Куруктачи» — зоопарк. Причем появился он на базе незапланированно. «Мы узнали, что из‑за ковида около Новобурейского застрял краснодарский зоопарк. Сотрудники начали распродавать животных: прокормить их было проблематично. Муж с дочерью поехали. В итоге забрали енотов, страуса. Пытались еще льва привезти — но тут я уже категорически сказала «нет». Да, у нас дома на участке в вольере живет Маша: браконьеры застрелили медведицу, и охотники привезли крохотного медвежонка. Но лев, ей-богу, это перебор. Затем сын решил, что нам нужны олени. Поехал в Приморье, привез», — делится подробностями Татьяна.
Потом были ламы из Бурятии. Отправились за ними — забрали в довесок и барана с красивыми витыми рогами. «Затем Юля решила, что нам нужны верблюды. Привезли двух из Забайкалья», — добавляет Александр.
Для некоторых животных «Куруктачи» стали островом спасения. «Позвонили люди, говорят: нашли косулю маленькую, не можем ее накормить. Заберите, а то умрет. Ну конечно, забрали. Три месяца ее молоком из соски выкармливала, — с нежностью вспоминает Татьяна. — Лисят дети нашли в лесу. Их маму убили: маленькие остались одни и не выжили бы. Тоже пришлось забирать».
Интересно, что животные все вместе гуляют в общем загоне. У них есть четыре теплых домика и каждый сам выбирает, где жить. Ручных также выпускают гулять по территории. Здесь свой социум и сложная иерархия. «Наш Егорка, лама, гонял верблюдов, когда их только привезли. Показывал, кто тут хозяин. А теперь они освоились и сами не прочь задеть его: могут тяпнуть за ляжку, если зазевается», — рассказывает Татьяна. Стоит Александру подойти в животным, как беременная олениха Милана настойчиво тычется в руки, требуя ласки. Тянется поцеловать хозяина и верблюд.
Издалека на нас недоверчиво смотрит черный кролик. В птичнике гуляют гуси, утки, цесарки, куры, павлины. Правда, последние пока без хвостов: зимняя линька. Кстати, во время зимней программы «Резиденция Деда Мороза» детей знакомят с животными и птицами зоопарка и даже дают возможность собрать яйца. «Эмоции непередаваемые, столько искреннего изумления и восторга», — улыбается хозяйка усадьбы.
ГЭС, РЫБАЛКА и юрты: чем «Куруктачи» притягивают туристовВ принципе, на отремонтированной гостинице, бане и беседке можно было и остановиться: базовый набор услуг уже есть. Плюс — рядом ГЭС, неиссякаемая точка притяжения туристов. Рыбалка на водохранилище — еще один повод остановиться в гостевой усадьбе. Но Коршаковы решили развивать базу дальше и подключили к семейному делу дочь и сына.
«Второе образование дочери — в сфере туризма. Она постоянно изучает новые тенденции, придумывает, как это можно у нас воплотить, реализует идеи», — говорит Татьяна. Так, например, на территории появились два дома в виде полусфер от московских производителей. В каждом будет свой санузел, несколько комнат, кухня, отопление. У домов есть и своя веранда с мангальной зоной.
Еще есть юрты. «Александр Васильевич же из Бурятии. Как было без юрт‑то? — улыбается хозяйка усадьбы. — Поехали с сыном, Егором, и привезли. На сыне вообще лежит вся логистика, снабжение — это большая подмога». В юртах можно жить и зимой: здесь вдоль стен кровати, а посередине — печка-буржуйка. Но зимой это скорее вариант для любителей аутентичного отдыха.
Параллельно Коршаковы достраивают еще два гостевых дома и делают второй этаж с чердаком над трапезной. «Чердак — детская зона. Установим там бинокли, сделаем настоящий штаб. Взрослым вход разрешен будет только с одобрения детей», — смеется Александр Васильевич.
Во всем — в отделке, в мебели, в каждой детали — основательный подход. «Почему стулья и столы не пластиковые? Да мы такой вариант и не рассматривали. Нет, было бы дешевле, конечно. Но людям‑то приятнее сидеть на дереве, особенно если все сделано нашими, амурскими мастерами, с душой», — замечает Александр Коршаков. Сложно, да и незачем описывать все качели, лавочки, беседки, декоративные колодцы, что раскиданы по всей территории, чтобы понять магию и очарование этого места — в «Куруктачи» нужно просто приехать. И тогда вам захочется вернуться.
Приезжали даже индусы«В первый год о нас вообще мало кто знал, приезжали в основном местные, из Бурейского района. Потом добавились гости из других городов, сейчас съезжаются со всего Дальнего Востока. Заезжают путешественники, которые едут по регионам России: как наши, так и иностранцы. Летом были индусы», — рассказывает Татьяна Коршакова.
С вопросом о дальнейших планах Татьяна отправляет нас к Александру: муж в семье — главный генератор идей. Перспективы действительно масштабные: увеличить пирс, где стоят юрты, оборудовать пляжную зону возле дальнего озера. В этом году работу уже начали, но во время паводка вода смыла все труды хозяев усадьбы: унесла бассейн, повредила стены юрт, размыла ручей. Все пришлось восстанавливать, ремонтировать, однако супруги не опускают руки: «Теперь хотим два бассейна, взрослый и детский, установить на новом пирсе. И игровой комплекс для ребятишек сделать». Также в планах — разводить форель в ручье, сделать блок общепита, чтобы получить полноценное кафе для посетителей одного дня. Еще одна заветная мечта Александра — построить здесь часовню.
«Амурская правда» и Туристско-информационный центр Амурской области продолжают совместный проект «Текст-Тура». Информацию о путешествиях в Амурской области можно узнать в Туристско-информационном центре.